?

Log in

Политика в России
и не только
Сравнение рентабельности электропривода и рентабельности мускульной силы в современной России. 
2nd-Sep-2012 04:01 pm
Переход от использования мускульной силы к использованию машин ознаменовал собой доселе невиданный в мировой истории рывок в развитии цивилизации - индустриальную революцию. Первоначально мускульная сила была заменена паровыми машинами. В 1859 г. Джон Ч. Мортон посчитал, что издержки на одну лошадиную силу при применении паровой машины составляют 3 пенса, при применении лошади - 5½ пенсов за час. Затем на смену паровым машинам пришли двигатели внутреннего сгорания и электроприводы - как известно из школьного курса физики, КПД паровых машин не превышает 8-12%, в то время как КПД двигателей внутреннего сгорания доходит до 35%, а КПД электроприводов и вовсе стремится к 100% при том, что КПД паровых турбин составляет 40% при производстве электричества без учёта полезного действия тепла, идущего на оказание коммунальных услуг. Таким образом, если бы электродвигаетли начали применяться в 1859 году, то издержки на одну лошадиную силу при их использовании составили бы 0,75 пенса при использовании электричества, вырабатываемого паровыми турбинами, или же в несколько раз меньшую величину при использовании электричества вырабатываемого, скажем, на ГЭС. Таким образом, получается, что использование электропривода должно быть в 7 раз более рентабельным, нежели использование мускульной силы. Однако же в России все достижения индустриальной революции оказались перечёркнуты чубайсовской реформой.

В Иркутской области, богатой освоенными гидроэнергоресурсами, цена на электричество составляет 10 рублей за киловатт/час для большинства юридических лиц (не считая, разумеется, юридические лица, афиллированные с Дерипаской и ему подобныи компрадорами). http://www.newtariffs.ru/tariff/tarify-predelnye-minimalnye-i-maksimalnye-tarify-na-elektricheskuyu-energiyu-dlya-yuridiches-0 http://www.sibcentr54.ru/pictures/5607_24.gif Одна лошадиная сила, как ивзестно опять же из школьного курса физики, равна 0,74 кВт. Средняя механическая тяговая мощность одной лошади тяжеловозной породы составляет 2 лошадиных силы ака 1,5 кВт. При этом такая лошадь может работать до 9 часов в день, т.е. суммарная вырабатываемая ею мощность составит 13,5 кВт. Для лошадей тяжеловозных пород предпочтительно пастбищное, ака практически бесплатное кормление (иногда рекомендуется подкармливать концентратами, не более 5 кг в сутки). При этом лошадь должна съедать 45 кг травы в сутки. В случае, если пастбищное кормление недоступно, для лошадей тяжеловозных пород, занятых на тяжёлых работах, рекомендуется следующий рацион: 12 кг сена, 1.5 кг моркови, 10 кг концентратов в сутки. Цена на сено составляет нынче 1.5-3 рубля за кг, оптовая цена на кормовую морковь = 3-4.5 рубля за кг, оптовая цена на концентраты = 6-11 рублей за кг. Таким образом получается, что даже при стойловом кормлении себестоимость одного "лошадиного" киловатт/часа составит около 8,4 рублей!

Разумеется, подсчёт сей достаточно груб - так, например, не учтено разное время амортизации лошади и электропривода (у лошадей оная составляет 15 лет против 5-10 лет у электроприводов) и разная стоимость обслуживания (труд конюха, конечно же, более интенсивен, чем труд ИТР, обслуживающих электроприводы, но зато он пониже оплачивается). Но, в целом, тенденция налицо - чубайсовская реформа означает откат к доиндустриальным формам хозяйствования.

Либеральная реформа рынка электричества США привела к тому, что в штатах, в которых она была проведена, цены на электричество за 10 лет удвоились, и ныне доходят до 10 центов за киловатт ака в 2 раза превышают цены на электричество в штатах, в которых рынок электричества остался под госконтролем. В Калифорнии так вообще был период, когда оптовые цены за 8 месяцев выросли на 800% благодаря деятельности эффективных менеджеров Энрона (впрочем на рядовых покупателях это отразилось слабее, чем в России, поскольку розничные цены там остались под контролем государства, пострадала сбытовая компания). Чубайс пошёл по американским стопам, и в кратчайшие сроки, всего лишь за пару лет превзошёл американцев, добившись роста цен в 2-4 раза, причём не в 13 жалких штатах, а по всей стране. Сам же Чубайс так оценивает итоги реформы энергетической отрасли: «Утверждённая программа предусматривает в 2006—2010 годах объём ввода мощностей, недостижимый в советские времена — 41 тысячу мегаватт. Только в 2010 году мы введём 22 тысячи. При этом максимальный объём годовых вводов в СССР был 9 тысяч мегаватт», что разумеется, есть наглая ложь, ибо если бы в СССР максимальный объём годовых вводов был столь минимальным, то общая мощность электроэнергетики к концу совестких времён не превышала бы 600 тысяч мегаватт, в то время как в реальности в РСФСР она подбиралась к 1300 тысячам.

UPD. Для тех, до кого туго доходит. Пост вообще-то не о том, как плавить металл лошадьми, а об откате к доиндустриальным формам хозяйствования в границах Российской Федерации.
Comments 
2nd-Sep-2012 08:25 am (UTC)
Насчет возврата к доиндустриальным формам - Вы не правы.
2nd-Sep-2012 08:28 am (UTC)
Вы хотите сказать, что использование лошадей в промышленности - это рывок в постиндустриальную эпоху?
2nd-Sep-2012 08:56 am (UTC)
Из чего Вы это вывели?
2nd-Sep-2012 09:00 am (UTC)
для производства 1 тонны алюминия требуется 17000кВт*ч электроэнергии, что пересчете на тягловых лошадей - 6250 голов. к тому же лошадей не очень удобно передавать на большие расстояния.
2nd-Sep-2012 09:14 am (UTC)
Вот, видите! Получается, что рентабельнее использовать 6250 голов лошадей, чем практически дармовое электричество ГЭС Иркутской области! Слава свободному рынку!

Хотя, на самом деле, Дерипаска, как я уже отмечал в своём посте, покупает электричество отнюдь не по рыночным ценам. Ему лошадей использовать невыгодно.
2nd-Sep-2012 09:31 am (UTC)
"дармовое электричество ГЭС"
вы когда-нибудь слышали при капитальные затраты, интересовались, сколько стоит капитальный ремонт турбоагрегата, не говоря уж про его замену. сколько стоит постоянное наблюдение за состоянием плотины и пр.?
я не очень в курсе ваших политических и экономических взглядов, но ответьте мне, пожалуйста, вот на какой вопрос: вы хотите, чтобы государство четко регулировало цену на отпускаемую электроэнергию или считаете, что цена должна регулироваться на основании рыночных отношений?
и последнее, то что компании Дерипаски платят не как все остальные юр.лица это закономерно, он покупает на оптовом рынке. оптовом всегда дешевле, будь то электроэнергия, холодильники или айфоны. любое другое юридическое лицо то же может выйти на оптовый рынок и покупать за ту же цену, что и Дерипаска.
2nd-Sep-2012 09:51 am (UTC)
Слышал, интересовался. Поэтому, в отличие от вас, примерно представляю, сколько электричества сей турбоагрегат способен произвести в промежутках между капитальными ремонтами, не говоря уж о заменах. Себестоимость электроэнергии с Братской ГЭС в 2002 году составляла меньше копейки за киловатт. Где-то в 2006-2007 году фирмы Братска покупали её за рупь-полтора, при этом эффективные менеджеры Братскэнерго потребляли материальные блага в таких количествах, которые и Абрамовичу не снились. Так какого чёрта электричество теперь должно стоить 10 рублей за киловатт? Вода, блин, в Енисее кончилась, что ли?

Насчёт того, какое из двух зол является в условиях капитализма меньшим - вся история развития электроэнергетики показывает, что госрегулирование в сфере энергетики гораздо эффективнее, чем рыночное регулирование, ибо входные барьеры на сей рынок настолько велики, что рынок по определению остаётся олигопольным. Почитайте как эффективные менеджеры Энрона задирали цены в той же Калифорнии на пиках потребления.

З.Ы. Насчёт того, что "каждый может стать субъектом оптового рынка" - на 1 января 2012 года в реестре покупателей сего рынка значились 112 компаний. Так, например, в Ростовской области был всего один такой покупатель - РосАтомМаш, предприятие с годовым оборотом в 1,5-1,7 лярдов. Видать, не каждый может!

Edited at 2012-09-02 10:00 am (UTC)
2nd-Sep-2012 10:46 am (UTC)
Я бы советовал Вам запомнить, что модель рынка похожа на модель идеального газа (и неидеального тоже): обе модели адекватны только при наличии большого числа участников рынка / молекуз газа.

А в энергоснабжении количество продавцов всегда мало, так что рыночная модель неприменима/неадекватна. И слово "рыночная цена" применять не следует.

Дерипаска же, AFAIK, не покупает электроэнергию, а сам владеет элетростанцией, т.е. получает энергию не по продажной цене (пусть даже оптовой), а по себестоимости.
2nd-Sep-2012 12:16 pm (UTC)
//Разумеется, подсчёт сей достаточно груб

Не то слово - вообще не применим. Вы сначала превратите лошадиные усилия в электроэнергию, а потом считайте полученную мощность. Ну или хотя бы выведите породы осветительных лошадей, нагревательных лошадей, вычислительных лошадей и т.д.
2nd-Sep-2012 12:33 pm (UTC)
Во-первых, если вы учились в школе, то вам должно быть известно, что КПД превращения механической энергии в электричество стремится к 100%, так же как и КПД превращения электричества в механическую энергию. Во-вторых, я, вообще-то, говорил про электроприводы, т.е. про механизмы, выполняющие ту же роль, что и лошади.

Edited at 2012-09-02 12:44 pm (UTC)
2nd-Sep-2012 12:55 pm (UTC)
Я, видимо, в школе давно учился, потому что такой оптимистичной пропорции не помню. Зато заглянул на сайт, продающий бензиновые генераторы. Итак, генератор УГСБ-2000 при номинальной мощности двигателя 3700 Вт выдает 1900 Вт электроэнергии. И я почему то уверен, что с лошадью выйдет ещё более скромный результат.
ОК, давайте про механизмы. Как вы себе представляете метрополитен с лошадиной тягой? И вообще, расскажите возможные варианты применения лошадиной силы, например, в тяжёлой промышленности. Очень интересно.
2nd-Sep-2012 02:20 pm (UTC)
судя по всему, автор имел ввиду, что всем недовольным (чуть не написал "несогласным") юр.лицам следует преобрести генераторы, а уже в них впрячь лошадей.
кстати, говоря, а если использовать не лошадей, а, например, муравьев (они, говорят, самые сильные существа на планете) то можно вообще электроэнергию получать за бесплатно. согласитесь, кормить их не надо, ухаживать за ними не надо, стойбищ и конюшен строить тоже не надо. сплошная выгода
2nd-Sep-2012 03:08 pm (UTC)
Автор вообще плохо продумал идею, зациклившись на лошадях. Для токарных станков удобнее белочки в колесе, для движения кораблей - дрессированные рыбы на верёвочках, вместо подъёмных кранов - стая орлов в упряжке...
2nd-Sep-2012 04:37 pm (UTC)
Я говорю об откате к доиндустриальным формам хозяйствования как результате чубайсовской реформы.
2nd-Sep-2012 02:15 pm (UTC)
BTW
В Иркутской области, богатой освоенными гидроэнергоресурсами, цена на электричество составляет 10 рублей за киловатт/час для большинства юридических лиц


гражданин, зачем вы лжете?
2nd-Sep-2012 02:27 pm (UTC)
ничего, что вы предоставили документ о "тарифах на услуги по передаче электроэнергии"?
это так, к слову
2nd-Sep-2012 02:58 pm (UTC)
Какие-то проблемы? Вы не стесняйтесь, высказывайтесь подробнее.
2nd-Sep-2012 04:39 pm (UTC)
Вы привели ссылку на стоимость транспортировки электроэнергии, а не на стоимость самой электроэнергии. Ссылка на стоимость самой электроэнергии приведена в моём посте, читайте внимательнее.
2nd-Sep-2012 05:21 pm (UTC)
Ссылка на стоимость самой электроэнергии приведена в моём посте, читайте внимательнее.


Вы таки продолжаете настаивать?

Хух-хух.
2nd-Sep-2012 06:23 pm (UTC)
Аффтар, ты сам-то в школе учился? Похоже, что физика не была твоим сильным предметом. Иди снова в школу изучать, чему равна одна лошадиная сила.
2nd-Sep-2012 06:38 pm (UTC)
Блин, перепутал! это же киловатт равен 1,36 лошадиным силам, а не наоборот! Щас пересчитаю.
3rd-Sep-2012 05:33 am (UTC)
Прекрасно. Школьный курс физики освоили. Переходим к более продвинутым темам. Вы задумывались о таком показателе, как EROI?

Давайте сравним его для ГЭС и для лошади. Будем считать приведённые значения, то есть сразу нормируем. Сколько лошадиных сил надо вложить в лошадь, чтобы получить от неё на выходе 1 лошадиную силу, то есть 0.74 кВт?
3rd-Sep-2012 06:30 am (UTC)
а что за величина такая — "киловатт/час"?
3rd-Sep-2012 08:27 am (UTC)
что такое киловатт*час я в курсе, спасибо. а вот про "киловатт в час" мне неведомо.
This page was loaded Jul 25th 2017, 4:51 am GMT.