?

Log in

Политика в России
и не только
Война, как следствие отказа в союзничестве 
22nd-Jun-2013 11:40 pm
Да, скифы мы...
Решающим фактором, повлиявшим на решение Гитлера напасть на СССР, стал отказ советского руководства в ноябре 1940-го года присоединиться к Тройственному пакту Германии, Японии и Италии. Скорее всего этот отказ отвечал долгосрочным интересам страны, так как присоединение СССР к Пакту означало бы втягивание СССР в войну с объединёнными силами Британской Империи, Соединённых Штатов и Китая, кратно превосходившими экономические и людские ресурсы стран Оси. Однако, советское руководство и прежде всего Сталин должны были осознавать, что провал этих переговоров, успеху которых Гитлер придавал чрезвычайное значение, означал гигантский рост риска войны с Германией. И действительно, как стало известно впоследствии, вскоре после ответа Молотова, в котором Советский Союз выдвинул заведомо невыполнимые для Германии требования, Гитлер отдал приказ о подготовке плана «Барбаросса».

Ход переговоров в Берлине известен по протоколам и переписке, опубликованным в последние десятилетия. В переговорах участвовали Гитлер, Риббентроп и Молотов. Сталин и Молотов в ходе переговоров обмениваются телеграммами. Несмотря на то, что Гитлер неоднократно выразил своё желание обсудить этот вопрос лично со Сталиным, последний дипломатично отказался встречаться с «фюрером». После этого отказа нежелание СССР идти на какие-либо серьёзные уступки в ключевых для Германии вопросах о пребывании немецких войск в Финляндии и Румынии, стало для немцев вполне очевидным. В то же время ход переговоров Гитлера с Молотовым ясно показывает, что, если первый был облечён неограниченной возможностью принятия государственных решений, последний был не более, чем марионеткой, и имел право лишь требовать уступок от Германии. Но накопившиеся проблемы в отношениях требовали прямого диалога первых лиц. Таким образом, провал переговоров в конце 1940го года был практически гарантирован.

Так, в то время, как Гитлер, предлагает Советскому Союзу участвовать как полноценному четвертому партнеру в антибританском пакте, Молотов, выполняя указания Сталина, всего лишь пытается уточнить частные вопросы соблюдения сторонами подписанного ранее «Пакта Молотова-Риббентропа», как-то пребывание немецких войск в Финляндии.

Молотов докладывает Сталину, что, по его мнению, стремление Гитлера к укреплению отношений с СССР является искренним: «Большой интерес Гитлера к тому, чтобы договориться и укрепить дружбу с СССР о сферах влияния, налицо».

Тем не менее, нельзя сказать, что Молотов правильно оценивает ситуацию, он не понимает, что на чаше весов стоит война с Германией, и ведёт себя так, как будто способен ограничить торг мелкими вопросами, вроде недопущения «антисоветских демонстраций» в Хельсинки. Как видно, советское руководство, включая Сталина, пребывало в убеждении, что Германия, занятая войной с Англией, не способна вести против СССР полномасштабную войну. Но если так, и немецкие части серьёзно угрожать территории СССР из Финляндии неспособны, непонятна придирчивость советского руководства к вопросу пребывания германских войск в Финляндии. Ведь немцы имели для этого веские причины: как обоснованно опасался Гитлер, случись новая война финнов с СССР, Финляндия бросилась бы в объятия британцев, и там на следующий день появились бы английские авиабазы, как для помощи финнам в войне с Советским Союзом, так и для ударов по территории Германии. А в худшем случае к войне присоединилась бы и Швеция, прекратив доступ Германии к своим рудным месторождениям. Так что не зря Гитлер опасался стать «пособником Советов» в назревающей новой войне СССР с Финляндией.

Он в ходе переговоров неоднократно говорит Молотову о своих опасениях по поводу возможного превращения Балтики в театр военных действий, но Молотов аргументы фюрера с ходу отвергает, не разъясняя, впрочем, что будет делать СССР, появись в Финляндии британские части:

«Германия заинтересована в том, чтобы Балтийское море не превратилось в театр военных действий, т. к. Англия, располагая в настоящее время бомбардировщиками и истребителями дальнего действия, может очутиться в финских портах, пробравшись туда с воздуха».
Гитлер говорит, что он также имеет свое мнение о военных делах и считает, что может повлечь значительные осложнения, если Америка и Швеция вступят в эту войну. Он хочет окончить войну успешно и, хотя в состоянии ее продолжать, он не может вести ее бесконечно. Новая война в Балтийском море будет значительной нагрузкой, а вступление в войну Швеции может вызвать осложнения, которые трудно предвидеть.
Молотов считает этот вопрос неактуальным.
Гитлер замечает, что когда он будет актуален, будет уже поздно.

Гитлер также указывает советскому собеседнику на внутриполитические проблемы психологического плана, возникшие у него в свете необходимости соблюдать соглашение с СССР, закрывая глаза на советско-финскую войну:

«Мы предоставляем русским решать вопросы их отношений с Финляндией, мы не имеем там никаких политических интересов». Гитлер заявляет, что он просит Правительство СССР пойти навстречу Германии так же, как Германия, по его словам, это сделала в случае в Буковиной, Литвой и Бессарабией, где она отказалась от своих крупных интересов и была вынуждена переселить немцев.

 Учитывая советские интересы, Гитлер был готов дать обязательства вывода войск из Финляндии после окончания войны с Англией:  «Германия направляет через Финляндию транспорты в Киркинес. Для этих перебросок Германии нужны две базы, т. к. из-за дальности расстояния его нельзя было покрыть в один переход. Когда переход закончится, больше не будет в Финляндии германских войск».

Не замечая готовности Германии идти на компромисс, но зато пунктуально выполняя поручение Сталина, Молотов в ответ поднимает вопрос о Южной Буковине (территория Румынии), хотя понятно, что этот вопрос является частным в плоскости кардинального вопроса, с кем собирается быть СССР в разгорающейся мировой войне, который больше всего интересует Гитлера:

«Что касается Буковины, - продолжает Молотов - то хотя это и не было предусмотрено дополнительным протоколом, — СССР сделал уступку Германии и временно отказался от Южной Буковины, ограничившись Северной Буковиной, но сделал при этом свою оговорку, что СССР надеется, что в свое время Германия учтет заинтересованность Советского Союза в Южной Буковине. СССР до сих пор не получил от Германии отрицательного ответа на высказанное им пожелание, но Германия вместо такого ответа гарантировала всю территорию Румынии, забыв об указанной нашей заинтересованности и вообще дав эти гарантии без консультации с СССР и в нарушение интересов СССР».

Советский министр очевидно не хочет принимать во внимание объективную зависимость германской военной машины от румынской нефти и опасения, что из Греции британцы могут напасть на районы нефтедобычи, либо вообще оккупировать Румынию по соглашению с её правительством «для защиты от агрессии СССР и Германии. В то же время Молотов совершенно не готов к ответу на «жесты дружелюбия» Гитлера, поскольку не обладает и десятой долей необходимых для разговора на подобные темы полномочий:

«Я считаю, — говорит Гитлер, — что наши успехи будут больше, если мы будем стоять спиной к спине и бороться с внешними силами, чем если мы будем стоять друг против друга грудью и будем бороться друг против друга».
Гитлер сожалеет, что ему до сих пор не удалось встретиться с такой огромной исторической личностью, как Сталин, тем более что он думает, что, может быть, и он сам попадет в историю. Он полагает, что Сталин едва ли покинет Москву для приезда в Германию, ему же, Гитлеру, во время войны уехать никак невозможно.
Гитлер хотел бы встретиться со Сталиным: «Он желал бы лично встретиться со Сталиным, т. к. это значительно облегчило бы ведение переговоров, он надеется, что Молотов все ему, Сталину, передаст».
Молотов присоединяется к словам Гитлера о желательности такой встречи и выражает надежду, что такая встреча состоится.

Но даже после такого, совершенно ясного демарша Гитлера в сторону Сталина, советский лидер никак не обнадёживает Гитлера возможностью встречи на высшем уровне, а значит – как делает из этого вывод фюрер, его предложения не будут рассматриваться серьёзно. Тем не менее советское руководство получает германский проект соглашения, в котором двумя главными пунктами являются следующие:

2) Германия, Италия, СССР, Япония обязуются уважать сферы взаимных интересов. Постольку, поскольку сферы этих интересов соприкасаются, они будут в дружественном духе договариваться по всем возникающим из этого факта вопросам.
3) Договаривающиеся стороны не будут поддерживать группировок, направленных против одной из них. Они обязуются поддерживать друг друга экономически, будут стремиться расширить свои экономические соглашения.

Последовавший вскоре ответ Советского Союза составлен в откровенно ультимативном тоне, что на дипломатическом языке означает не вполне вежливый отказ:

Тов. Молотов сообщает условия, на которых Советский Союз согласен принять в основном проект пакта 4-х держав, а также говорит о тех выводах, которые исходят из этого сообщения.
СССР согласен принять в основном проект пакта четырех держав об их политическом сотрудничестве и экономической взаимопомощи, изложенный Г. Риббентропом в его беседе с В. М. Молотовым в Берлине 13 ноября 1940 года и состоящий из 4 пунктов, при следующих условиях:

1. Если германские войска будут теперь же выведены из Финляндии, представляющей сферу влияния СССР, согласно советско-германского соглашения 1939 года, причем СССР обязывается обеспечить мирные отношения с Финляндией, а также экономические интересы Германии в Финляндии (вывоз леса, никеля);
2. Если в ближайшие месяцы будет обеспечена безопасность СССР в Проливах путем заключения пакта взаимопомощи между СССР и Болгарией, находящейся по своему географическому положению в сфере безопасности черноморских границ СССР, и организации военной и военно-морской базы СССР в районе Босфора и Дарданелл на началах долгосрочной аренды;
3. Если центром тяжести аспирации СССР будет признан район к югу от Батума и Баку в общем направлении к Персидскому заливу;
4. Если Япония откажется от своих концессионных прав по углю и нефти на Северном Сахалине на условиях справедливой компенсации.

Сообразно с изложенным должен быть изменен проект протокола к Договору 4-х держав, представленный Г. Риббентропом о разграничении сфер влияния, в духе определения центра тяжести аспирации СССР на юге от Батума и Баку в общем направлении к Персидскому заливу.

Точно так же должен быть изменен изложенный Г. Риббентропом проект протокола — Соглашения между Германией, Италией и СССР и Турцией в духе обеспечения военной и военно-морской базы СССР у Босфора и Дарданелл на началах долгосрочной аренды с гарантией 3-х держав независимости и территории Турции в случае, если Турция согласится присоединиться к четырем державам.
В этом протоколе должно быть предусмотрено, что в случае отказа Турции присоединиться к четырем державам Германия, Италия и СССР договариваются выработать и провести в жизнь необходимые военные и дипломатические меры, о чем должно быть заключено специальное соглашение.

 - После такого ответа можно было со спокойным сердцем объявлять всеобщую мобилизацию или даже начинать против Германии и её союзников превентивную войну, посылая одновременно в Лондон и Вашингтон Молотова для заключения с англосаксами военного союза. Вопрос гитлеровского нападения на СССР становился лишь вопросом времени. Как оказалось – времени совсем небольшого.
Comments 
22nd-Jun-2013 09:05 pm (UTC)
Я читал о тех переговорах. Впечатление такое, что Молотов задирал Гитлера и Риббентропа мелкими придирками. Немцы обещали москве четверть мира, а молотов не спасибо говорил, а торговался. Но молотов-сталин могли считать, что Гитлер не осмелится нападать, воюя с Британией.
22nd-Jun-2013 09:45 pm (UTC)
Думаю да. По крайней мере Сталин так и считал: Гитлер не нападёт. По-другому трудно объяснить его поведение перед войной. Это означает, что психологами они были никудышними, как и дипломатами.
22nd-Jun-2013 11:58 pm (UTC)
Поведение Гитлера было безумно. Чемберлен тоже дал маху, как и французы.
Сталин, видимо предполагал напасть на обессиленного победителя войны Германии с Англией и Францией. Первоначально он думал, что проиграет Германия. Фантастические победы Рейха заставили его переориентироваться.
23rd-Jun-2013 05:18 am (UTC)
Безусловно сказалась непредсказуемость Гитлера, однако Сталин должен был уже догадаться об этом и исходить из худших предположений, а не из более удобных ему самому. Впрочем, не думаю, что Сталин исходил из неизбежность войны с Германией раньше или позже. Похоже на то, что пытался быть "мудрой обезьяной", пожиная плоды побед Германии над Великобританией, и надеясь, что в случае успеха его допустят до раздела британского наследства. Это видно также из документов о переговорах с немцами. Для захвата Ирана и британских колоний советские ВС вполне годились.
23rd-Jun-2013 04:11 am (UTC)
Какие действия Сталина трудно объяснить перед войной? Наоборот, они логичны.
23rd-Jun-2013 05:21 am (UTC)
Они по-своему логичны, однако построены на неверных предпосылках: Сталин не верил, что Гитлер нападёт летом 1941 года. Если бы верил, он должен был по-другому организовать оборону страны, либо срочно нанести
23rd-Jun-2013 05:36 am (UTC)
...либо срочно нанести по Германии "упреждающий удар".
23rd-Jun-2013 01:02 pm (UTC)
Обещать можно что угодно. И чем дальше срок исполнения обещаний - тем легче обещать.
23rd-Jun-2013 08:02 pm (UTC)
конечно. Именно по этой причине союз Гитлера и Сталина мог быть очень конкретен. Оба могли легко развернуть политику на 180 градусов (что при демократии куда трудней), тем самым договор превращался в клочок бумаги.
23rd-Jun-2013 08:06 pm (UTC)
Ну так и демократии довольно легко разворачивают политику. Рейган поддерживал Усаму бен-Ладена, в Буш-младший его бомбил. С Египтом политику развернули ещё быстрее.

Просто надо иметь СМИ под контролем. Достаточно подсадить их на кредиты.
22nd-Jun-2013 09:46 pm (UTC)
- Решающим фактором, повлиявшим на решение Гитлера напасть на СССР, стал отказ советского руководства в ноябре 1940-го года присоединиться к Тройственному пакту Германии, Японии и Италии.

Нет. Дальше можно не читать.
23rd-Jun-2013 03:09 am (UTC)
эх. а заключи бы они тогда соглашение, сейчас бы все пили баварское пиво и ездили на мерседесах.
23rd-Jun-2013 05:35 am (UTC)
Наврядли наша жизнь была бы счастливей при таком раскладе. Теперь мы знаем, что у Штатов через 4 года (в 1945) будет ядерное оружие. Если бы к тому времени противники англосаксов не сдались, их бы пробомбили ЯО, как Японию. Либо нас ожидал бы совсем уж мрачный, "оруэловский", сценарий затяжной ядерной войны двух мировых блоков.
23rd-Jun-2013 08:58 am (UTC)
Вряд ли США стали бы воевать с Германией сами в этом случае , во- первых, идеи нацистской Германии были популярны в США , во - вторых, США были заинтересованы в войне между Германией и Советской Россией на взаимоуничтожение, в- третьих , в этом случае наиболее вероятно что провели бы переговоры и помогали бы Британии , чего не делали ранее.

В общем - то Британия , формально одна из стран - победительниц , из колониальной сверхдержавы по итогам второй мировой войны была превращена в болонку при США, отобрали колонии и страна 40 лет расплачивалась с американцами за помощь во время войны.
23rd-Jun-2013 09:08 am (UTC)
==Вряд ли США стали бы воевать с Германией сами в этом случае==

- Почему сами? С британцами, обладая всеми ресурсами империи (Индия, Канада, Австралия, Южная Африка и т д). Даже в случае оккупации британских островов, столица Великобритании переносилась в Канаду, согласно плану эвакуации, вместе с флотом и заводами.
23rd-Jun-2013 11:08 am (UTC)
>Наврядли наша жизнь была бы счастливей при таком раскладе. Теперь мы знаем, что у Штатов через 4 года (в 1945) будет ядерное оружие.

Если бы не война с совком, у немцав ЯО появилось бы раньше.
23rd-Jun-2013 11:15 am (UTC)
Вполне возможно. И тогда сценарий № 2 затяжная война двух мировых блоков с применением ЯО, в ходе которой бомбы в первую очередь обрушились бы не на США и Германию, а на неядерные к тому времени страны, такие, как СССР в 1945-м году...
23rd-Jun-2013 12:58 pm (UTC)
Вовсе не факт, что при других раскладах ЯО у США появилось бы в 1945-м.
23rd-Jun-2013 01:14 pm (UTC)
==Вовсе не факт, что при других раскладах ЯО у США появилось бы в 1945-м.==

- Верно. Но ведь и появление ЯО у Германии в 44-45 годах отнюдь не было гарантировано, как показал опыт. В любом случае опасность для всего мира возрастала в связи с тем, что появление ЯО совпало бы с затянувшейся мировой войной с неясным исходом. Вне зависимости от того, на чьей стороне была бы удача, человечество могло бы пострадать гораздо больше, если бы исход войны решался массированным применением ЯО.
23rd-Jun-2013 01:01 pm (UTC)
Никакая демократия не сможет выдержать затяжной ядерной войны.
23rd-Jun-2013 01:10 pm (UTC)
==Никакая демократия не сможет выдержать затяжной ядерной войны.==

- И никакая диктатура, что интересно...)
23rd-Jun-2013 08:46 am (UTC)
Германия не стала бы придерживаться договоров со страной в руководстве которой и на территории которой кишат жиды, это очевидно)), потому что по этой причине не могла ей доверять, они и договор о ненападении не заключали пока еврея Литвинова не заменили на Молотова.;-)
23rd-Jun-2013 09:03 am (UTC)
==Германия не стала бы придерживаться договоров со страной в руководстве которой и на территории которой кишат жиды, это очевидно))==

- Ну, так, ускорили бы "дело врачей", и сняли бы с должности Кагановича, всего-то делов... за 35-й километр, чемодан, вокзал, Биробиджан... у нас это умели делать, когда политическая необходимость возникала.
24th-Jun-2013 07:50 am (UTC)
Сталин и его сторонники были уже заложниками компромиссов и замалчиваний , которые были сделаны ранее. Ведь объявив " жиды - враг и всех в лагеря" возник вопрос бы о Ленине и большевистской руководстве жидовском)) и так далее.

Сталин , конечно, почистил ряды руководителей страны от жидов- троцкистов, но не полностью, а немцам этого было недостаточно. Они посчитали , что происходящее не очищение власти от жидов, а жидовские разборки между собой. Точнее так считали Геббельс и Гитлер, мнение которых стало решающим.
24th-Jun-2013 07:53 am (UTC)
Сталин же тоже в партийной борьбе объявлял себя ленинцем и последователем Ленина, а Ленин был жид))
This page was loaded Feb 21st 2017, 12:11 pm GMT.