shraibman (shraibman) wrote in ru_politics,
shraibman
shraibman
ru_politics

Categories:

КРАСОТА И САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ КАК АТРИБУТЫ ФАШИЗМА?



О СТАТЬЕ СЬЮЗЕН ЗОНТАГ  "МАГИЧЕСКИЙ ФАШИЗМ"


ssontag.jpg picture by magidd

С.Зонтаг

                                                                riffen2.jpg picture by magidd

                                                               Кадр из фильма Лени Рифеншталь 


http://shraibman.livejournal.com/504428.html



Статья известной лево-либеральной исследовательницы Сьюзен Зонтаг <Магический фашизм>
http://ps.1september.ru/2000/47/7-2.htm считается чуть ли не классическим антифшистским произведением.
Нет спора, обличение фашистского и большевистского объединения всех людей в одну семью под началом вождей, антитоталитарная критика подчинения и иерархии справедливы. Но вот что, помимо прочего, пишет автор:

 
"...Рифеншталь – единственный крупный художник, полностью ассоциирующийся с нацистской эпохой, и вся ее работа не только в период Третьего рейха, но и спустя тридцать лет после его падения неизменно иллюстрирует догматы фашистской эстетики.
...Фашистская эстетика включает восхищение первозданными ценностями. Она исходит из комплекса ситуаций, связанных с контролированием поведения, подчинением, сверх-усилием и способностью терпеть боль; она связывает два человеческих состояния, кажущиеся несовместимыми, – эгоцентризм и самозабвенное служение.
...Идеал фашизма состоит в трансформации сексуальной энергии в духовную силу на благо общества... Фашистская эстетика базируется на сдерживании жизненных сил; движения введены в определенные рамки, их простор ограничен, и в нем создается энергетический запас.
....Нацистское искусство реакционно, оно значительно отстало от достижений искусства ХХ века. Но как раз поэтому оно обеспечило себе место в разбросе современных вкусов. Левое крыло организаторов нынешней выставки нацистской живописи и скульптуры (первой после окончания войны) с изумлением обнаружило, что посещаемость ее превзошла все ожидания, а публика далеко не так серьезно настроена, как предполагалось. Для непросвещенной немецкой публики привлекательность нацистского искусства объяснялась, возможно, его простотой, фигуративностью, эмоциональностью, отсутствием зауми; оно позволяло отдохнуть от сложности модернизма.
  ....В основе фашистского искусства – утопическая эстетика физического совершенства. Живописцы и скульпторы нацистской эпохи часто изображали обнаженную натуру, но им запрещалось показывать какие-либо недостатки или уродства. Их ню выглядят как картинки в спортивных журналах, похожи на плакаты – ханжески асексуальные и в то же время порнографические, поскольку их совершенство – плод чистой фантазии. Следует сказать, что красота и здоровье в изображении Рифеншталь отличаются от этого потока гораздо большей изощренностью и интеллектуализмом. В ее арсенале довольно широкий набор телесных типов: в своем понимании прекрасного она отнюдь не расистка и в “Олимпии” показывает физическое напряжение, усилия, неизбежно выглядящие “некрасивыми”, а наряду с этим стилизованные, внешне будто не требующие никакого труда движения (например, прыжки в воду в той части фильма, которая вызывает наибольшее восхищение).
...Фильмы Рифеншталь остаются действенными потому, что, помимо других причин, в их основе – романтический идеал, которому привержены многие и который может облекаться в разнообразные формы культурного диссидентства или пропаганды новых форм общественного устройства, такие, как молодежная рок-культура, традиционная медицина, анти-психиатрия и оккультные верования. Упоение коллективизмом не препятствует поискам абсолютного вождя; напротив, оно может с неизбежностью к этому привести. В глубине души, конечно, все понимают, что в таком искусстве, как у Рифеншталь, ставка делается на нечто большее, чем красота".


 
 
Однако, о связи эгоцентризма и коллективного служения, о поисках баланса между эгоистическим и коллективистским началами говорил еще Герцен. Соединение индивидуальной свободы и коллективизма лежит в основе антиавторитарных социалистических утопий, выдвигающих свои идеалом прямую демократию в бесклассовом бестоварном обществе: от Уильяма Морриса до левого крыла народнического движения (левых эсеров и с-р максималистов). Здесь можно вспомнить и  Маркса с его идеей, что свободное развитие каждого создает условия для свободного развития всех. Эта концепция совершенно противоположна фашизму с его растворением личности в служении.

Мечта об утраченной красоте жизни звучит в знаменитой фразе французского философа ультра-левых взглядов Ги Дебора:
 
"Нужно лишь признать сложность и размах задач революции, которая стремится к установлению и сохранению бесклассового общества. Она может с достаточной легкостью начаться повсюду, где автономные пролетарские собрания не будут признавать никакой другой власти, кроме собственной, и ничьей собственности, где, ставя свою волю выше любых законов и специализаций, они запретят разделение людей, рыночную экономику и Государство. Но победа будет одержана лишь тогда, когда революция наступит повсеместно, не оставив ни пяди земли существующим формам общества отчуждения. И тогда мы вновь увидим Афины и Флоренцию, открытые для всех, раскинувшиеся по всему мировому пространству, которые, победив своих врагов, смогут с радостью посвятить себя подлинным разногласиям и бесконечными столкновениям исторической жизни"
 
C каких это пор умение сдерживать и терпеть боль или трансформировать сексуальную энергию на благо общества, простота, фигуративность, эмоциональность скульптуры и отсутствие зауми - с каких пор все это приватизировано фашизмом? Почему коллективистские устремления "с неизбежностью ведут к культу вождя"? Что плохого в чистой фантазии о прекрасном человеческом теле, если она может служить кому-то идеалом (разумеется в том случае, когда этот идеал не навязывается принудительно)? Почему пластика здорового тела объявляется тут исключительно атрибутом человеконенавистнического учения? Интересно, а Микеланджело и Рафаэль тоже были фашистами? Поиск и пропаганда новых форм общества - это тоже фашизм? Молодежная рок-культура - это тоже фашизм? Традиционная медицина - тоже фашизм? Критика психиатрии - тоже фашизм? К слову, фашисты много занимались ракетостроением и физикой - эти дисциплины тоже следует осудить, как фашистские? 
 
Из текста Зонтаг определенно складывается ощущение, что носителем антифашизма выступает неспособный терпеть боль, безвольный, уродливый, эгоистичный, немеренно ебливый и заумный субьект. Получается каррикатура, в духе того, как изображают своих противников.... фашисты. Воистину прав итальянский левый коммунист Бордига, который заметил, что антифашисты и фашисты друг друга дополняют... Тут, правда, надо сделать поправку: смельчаки-партизаны, убивавшие фашистов,  как раз культивировали ненавистные Зонтаг человеческие качества - выносливость, волю, самопожертвование. (Зонтаг не делает в своей статье никаких оговорок, в том плане, что эти же черты можно обнаружить в нефашистской эстетике. Если бы она их сделала, рухнул бы весь смысловой каркас статьи. Если те же черты можно обнаружить в нефашистской эстетике, тогда в чем специфика фашистской?)


Фактически, с ее точки зрения любая попытка утопической фантазии - фашистское зло! Но чем же, как ни утопией была попытка горстки партизан свергнуть господство фашистов, в то время как фашизм уверенно покорял Европу?..


Один мой друг как-то заметил, что когда либералы вбивают в голову массам мысль - "или демократия, или тоталитаризм, а третьего не дано" - они, тем самым, провоцируют тоталитарную (фашистскую) реакцию со стороны бедняков и всех, кто пострадал от неолиберальных приватизаций. Приблизительно то же самое сделала Сьюзен Зонтаг, утвердив монополию фашизма на такие бесконечно притягательные человеческие и социо-культурные качества, как простота, ясность, красота, воля и умение жертвовать собой ради ближнего. Лучшего подарка фашизму и придумать нельзя!

Не менее забавно, что Зонтаг объявляет своих идейных противников "утопистами", в то время, как в ее собственном тексте содержится завуалированная претензия на "реалистические представления о жизни". Однако, эта претензия может быть поставлена под сомнение. Человек не есть законченное, устойчивое, раз навсегда сложившееся существо - он пластичен, он меняется. И он вовсе не обязан играть по либеральным рыночным правилам. Либеральный вариант капитализма - не более и не менее естественная вещь, чем прочие общественные системы, существовавшие веками. Тот, кто объявляет иные некапиталистические системы, не основанные на наемном труде, странным "романтическим" отклонением от некоего мифического естественного существования, должен будет признать верность тезисов консерватизма 19 столетия, согласно которым естественным существованием человека являются феодализм и монархия, тогда как либеральный капитализм придумали масоны, евреи и вольтерьянцы.  У Зонтаг  явственно проступают контуры идеального человека либеральной утопии, не способного контролировать свои желания - совершенного рыночного потребителя-эгоиста. Тут культ покупателя, который не должен себя сдерживать ни в чем.
 
Избыточность потребления - важнейшая черта рынка богатых стран, наподобие США, где выживает в конкурентной борьбе лишь бизнесмен, способный впарить покупателю любой товар - от эротического белья до заумной псевдолитературной и псевдохудожественной дряни.  Либералы являются сторонниками свободного рынка, фетишизируют его. Объявляя безмерность растущего потребления - нормой поведения, они создают порнографическую потребительскую культуру, которая, кстати говоря, включает в себя и фашизм в качестве символа иррционального не постигаемого умом зла и, естественно, притягательного сексуального фетиша.
 
Напротив, исторический фашизм связан с реваншем, войной и территорильной колониальной экспансией, с капитализмом военного времени. Этот тип капитализма предусматривает жесткий монополизм в экономике и регламентированную военными нуждами рационализацию потребления - отсюда его обращение к таким человеческим качествам, как сдержанность, самопожертвование и умение владеть собою.

Однако, простота, живое непосредственное чувство красоты и умение использовать свои жизненные силы на благо личности и обществу щедро разбросаны в жизни и искусстве, от эстетизма прерафаэлитов и социалиста Уильяма Морриса до нравственного подвига русских революционеров-народников, пожертвовавших собой во имя блага и жизни других. Что же касается либеральной культуры, то ей самое место на помойке, причем это вытекает именно из слов госпожи Зонтаг, ведь ее эстетический идеал - помойка, а ее нравственный идеал - бессердечный и беспредельный эгоизм.

НИЖЕ АФРИКАНСКАЯ СЕРИЯ ЛЕНИ РИФЕНШТАЛЬ 
                                                                 - ПО ЗОНТАГ - ЯРКИЙ ОБРАЗЕЦ ФАШИСТСКОГО ИСКУССТВА

http://ekabu.ru/other/14237-plemja-nuba.html


dety4.jpg picture by magidd










 

 



disk.jpg picture by magidd








 

 


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 22 comments