sq_trelony (sq_trelony) wrote in ru_politics,
sq_trelony
sq_trelony
ru_politics

Category:

Анализ программ политических партий по образованию, науке и инноватике. Единая Россия

Оригинал взят у sq_trelony в Анализ программ политических партий по образованию, науке и инноватике. Единая Россия
Поскольку призывы, содержащиеся в Программном обращении партии к гражданам России, слабо сочетаются со снижением этой же партией финансирования науки и образования, обратим внимание на так называемые Народные инициативы Общероссийского народного фронта ЕР. Текст очень большой, изобилует обещаниями, которые мы слышали и раньше, поэтому остановимся на избранных местах.

За последние годы наши школы стали современнее. Повсеместное подключение к сети Интернет позволило ученикам даже самых отдалённых сельских территорий получить качественно новый уровень доступа к знаниям и информации. Современность не равна компьютеризации и информатизации – она связана с постановкой современных проблем и подходами к их решению. Финансовая поддержка учителей существенно возросла, хотя пока и не достигла необходимого уровня.

Внедрение в школах единого государственного экзамена явилось важным шагом на пути построения общества равных возможностей. Талантливая молодёжь из глубинки всё чаще становится студентами лучших высших учебных заведений страны.
Характер у ЕР сверх-нордический: огромная масса учителей, специалистов, учёных против ЕГЭ, коррупция выросла в разы, скандальность происшествий растёт год от года, интеллект выпускников падает, а министерство и партия врут, что всё прекрасно.

Для того чтобы российские школы стали значительно лучше, а система образования – эффективнее, мы предлагаем:

- Строительство новых школ и улучшение санитарно-технического состояния действующих учебных заведений. В ближайшие годы все общеобразовательные учреждения должны быть выведены из аварийных зданий. Особенно важно обеспечить реконструкцию школ в сельской местности. Нужно существенным образом обновить нормы проектирования и строительства школьных зданий, а также требования к обеспечению безопасности. При создании проектов предстоит усовершенствовать отопительные системы, предусмотреть наличие душевых комнат в раздевалках при спортзалах, индивидуальных шкафов, систем обеспечения питьевой водой и прочее. Сугубо материальный подход, всё перечисленное правильно, но эффективность образования определяется содержанием, а о нём ничего. В сельской местности необходима повсеместная реализация программы «Школьный автобус». Чтоб закрыть ещё больше малокомплектных школ.

- Обновление образовательных стандартов с учётом меняющихся условий жизни и потребностей детей. Мы как-то думали, что содержание образования определяют взрослые и цели развития страны, а не «дети» и «жизнь». Основной акцент должен делаться на раскрытии индивидуальных способностей ребёнка, повышении его ответственности и самостоятельности при принятии решений. Способности бывают только общечеловеческие, а индивид эффективен в меру того, насколько может их освоить. В школьной программе необходимо предусмотреть проведение уроков по вопросам семейной жизни, экологии, общественных отношений, духовности и нравственности, культуры. Всё это хорошо, но опять ничего про мировой цивилизационный кризис и проблемы страны. Образовательные стандарты призваны определять не только содержание учебных программ , но и методы обучения, результаты, которых нужно достичь. Юмор состоит в том, что новые стандарты именно учебных программ и не содержат.

- В школе необходимо строго придерживаться стандартов, обеспечивающих соблюдение норм питания, сбалансированную физическую нагрузку, комплексную безопасность образовательных учреждений. Школьные учебники должны быть переведены и в электронный вид, а для их чтения применяться современные, доступные, удобные и безопасные для здоровья электронные устройства. Это ещё не факт, что для здоровья детей и удобства учения это будет легче – что Чубайсы на этом наварят – не цель для образования.

- Повышение заработной платы учителей как минимум до среднего уровня заработной платы в регионе с одновременной привязкой размера оплаты труда к качеству и результатам педагогической деятельности, в том числе оцененным с участием школьных советов.

- Укрепление связей школ и профессиональных учебных заведений, привлечение к преподаванию в школах специалистов из высших и других учебных заведений, работа летних школ, причём как для учащихся, так и для учителей.

- Развитие системы школьных олимпиад. Определяющим фактором качественного образования является раннее выявление и системное воспитание одарённых детей на основе специально разработанных программ, олимпиад, конкурсов. Олимпиадное движение призвано стать основой системы поддержки всех талантливых детей, направленной на их поиск и сопровождение на протяжении всего периода обучения. Победители олимпиад должны получить возможность поступления в высшие учебные заведения без экзаменов в пределах установленных государством квот. При этом чтобы избежать превращения олимпиад в удобную лазейку, позволяющую поступить в ВУЗы, минуя ЕГЭ, необходимо установить единые стандарты проведения олимпиад и строгий контроль за их соблюдением. Олимпиады 60-х годов и нынешние – это две большие разницы. Нынешние в значительной мере превратились в описанную лазейку.

- Повышение прозрачности деятельности школ и усиление роли родительских комитетов, деятельность которых – одна из лучших гарантий качественной работы учителей и персонала школы. В число основных задач родительских комитетов должен войти контроль за соблюдением прав ребёнка в учебных заведениях. А ничего более содержательного по участию родителей в образовании? Наверно, лучше превращать родителей не в сутяг, надзирающих за учителями, а в участников детско-взрослой образовательной общности.

- Необходимо обязать все образовательные учреждения заключать договоры с родителями учеников, чётко устанавливающие взаимные обязательства сторон и ответственность за их нарушение. Это нужно для более полной защиты прав родителей и детей. Такие договоры должны быть основаны на стандартных формах, утверждённых Правительством. В документах следует определить обязательства школы по обеспечению детей качественным горячим питанием, медицинским обслуживанием, охраной, гарантировать наличие в школе необходимого инвентаря и оборудования.То же – подмена содержания юридическими формальностями.
Содержательную альтернативу см. в предлагаемой нами Стратегии развития московского образования до 2030 года

Оригинал и полную версию см.
http://nii.smdp.ru/strategiya



ПРОДОЛЖЕНИЕ

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments