Радославъ Индринъ (radota_indrin) wrote in ru_politics,
Радославъ Индринъ
radota_indrin
ru_politics

Categories:

ПЕРВЫЙ ФЛАГ РОССИИ - КРЕСТОВЫЙ СТЯГ

Оригинал взят у radota_indrin в ПЕРВЫЙ ФЛАГ РОССИИ - КРЕСТОВЫЙ СТЯГ
Русия

Русское бело-сине-красное знамя появилось вовсе не в 1703 году, а в 1667-ом году, за несколько лет до рождения самого Петра I Алексеевича, то есть при его отце - царе Алексее Михайловиче...


Спуск на воду корабля "Орёл"

Именно 19 мая 1668 года на воду был спущен русский трехмачтовый корабль "Орел". По царскому указу кораблю надлежало иметь государственный стяг. Царь Алексей Михайлович определил внешний вид флага по образцу знамен стрелецких полков, которых в то время в России было великое множество. Современники, голландские мореходы, это знамя описывали так: "…флаг Московский, определен синим крестом, первой и четвертой квартиер белой, второй и третий красной".
Стяги Стрелецких полков
Стяги стрелецких полков XVII века.

Впоследствии этот флаг широко использовался в Российском государстве. Например, известно, что русские полки брали турецкий Азов в конце XVII века именно под этим крестообразным знаменем. В 1703 году царь Петр Великий не создавал нового российского знамени, а лишь по причине своей нелюбви к стрельцам убрал крест, который был в основе прежнего знамени.

первый флаг
Оригинал старейшего из сохранившихся российских флагов находится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.

Исследователь А.Усачёв считал, что именно этот флаг чисто физически дал жизнь первому Российскому Триколору (бело-сине-красному флагу): По его предположению, Петр I в 1693 году из сохранившегося большого флага, сшитого для "Орла", вырезал подходящий по размеру "флаг царя Московского" для своей яхты "Святой Петр", на которой ходил по Белому морю. По сведениям А.А.Усачёва, сохранившийся в Морском музее (г.Санкт-Петербург) "флаг царя Московского" имеет размеры 4,6 метра в ширину и лишь только 4,3 метра в длину, что наводит на мысль о вторичном происхождении его: Он сделан из части флага Московии 1667 года, который был слишком велик для яхты "Св.Пётр". Несложным расчетом можно определить длину корабельного флага, из которой мог быть вырезан штандарт для яхты: ширина средней синей полосы равна трети ширины штандарта или примерно 1,5 метрам. Тогда полная длина корабельного флага определится двумя длинами штандарта и шириной вертикальной полосы-крестовины креста. В сумме это составит приблизительно 10 метров, то есть как раз ту длину, которую имели флаги больших линейных кораблей, каким и был трёхмачтовый 28-пушечный "Орёл", и изготовленные для которого флаги могли сохраниться в Оружейной палате до петровских времен.
Крестовый - Триколор
Первый флаг России - основа Российского Триколора


Можно предположить, что эта находка не могла не понравиться Петру I: Быть России похожей своим флотом, вплоть до флага, на первую морскую державу - Нидерланды, соответствовало его сокровенным чаяниям и мечтам. Кроме того, Петру I мог такой флаг понравится и отсутствием на нем креста, напоминавшего ненавистные ему знамена стрелецких полков.
Крестовый флаг
Увеличенная копия с гравюры Шхонебека, изображющее взятие Азова в 1696 году

Уже в 1697 году Петр I учредил новый флаг военных кораблей, в основу которого лёг штандарт яхты "Святой Пётр" 1693 года, - бело-сине-красное полотнище из равновеликих горизонтальных полос.

Крестовый Стяг (Русское крестообразное бело-сине-красное знамя) был забыт более чем на 300 лет, но послужил основой для Российского Триколора...


Статья посвящена сегодняшнему празднику "День Государственного флага России"

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments